Ненашева Ирина Сергеевна
Экспериментируем дома.
Как часто приходится слышать от родителей, что не хватает времени позаниматься с ребёнком: домашние дела, ужин приготовить надо… А ведь время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов вместе с детьми.Кухня может стать местом для обучения, вы и ваш ребёнок научитесь многому друг от друга. Например, во время приготовления обеда или ужина можно заняться экспериментированием. Это очень увлекательное занятие позволит не только занять ребёнка на долгое время интересной работой, но и способствует формированию у дошкольников исследовательского типа мышления. На кухне есть всё необходимое для опытов и экспериментов: различная посуда, приборы, ёмкости, вещества, весы и, конечно же, здесь можно легко убраться после завершения работы. Вот несколько вариантов для занятий с детьми на кухне. СОСЧИТАЙ ГОРОШИНЫ Вам потребуются:чистые пластиковые бутылки, измерительные стаканы, сухой горох или макароны (рожки, вермишель). Интересно, сколько горошин поместится в этой чашке? А сколько в той? Достаньте все ёмкости для сухих продуктов — пусть ваша кухня будет похожа на магазин. Сначала пусть ваши дети заполнят несколько прозрачных ёмкостей (бутылки, банки, пластмассовые стаканчики) горохом, маслинами, сырыми макаронами (рожками). Для самых маленьких число считаемых предметов не должно превышать десяти. Потом пусть каждый попробует угадать, сколько горошин (фасолин, маслин) в данной банке. После того как каждый назвал свое число, высыпьте содержимое на тарелку или прямо на стол и пусть старшие дети определят, кто оказался прав. Когда обед уже будет подан, предложите ту же загадку остальным домашним. Что? Они запросто с ней справились? Ну, тогда пусть угадают, сколько кусочков сахара находится в сахарнице. ОБЪЁМЫ Вам потребуются: ёмкости высокие и низкие, широкие и узкие, необычной формы и одна ёмкость для измерения, например, маленькая кофейная чашка. Спросите у ребёнка, где поместится больше воды: в высоком, но узком стакане или в низкой, но широкой чашке. Как правило, дети думают, что выше – то больше, а ниже – меньше, и предполагают, что в стакане будет больше воды. Теперь дайте ребёнку маленькую чашечку, пусть он нальёт с помощью неё воду сначала в стакан (количество чашек считается), потом в чашку. Каково же будет удивление, когда окажется, что в чашке воды столько же, а то и больше, чем в стакане! Ребёнка это открытие так поразит, что он с удовольствием перемеряет всю посуду на кухне. Обратите внимание, что сравнивать объёмы нужно только одной чашечкой. ЕЩЁ ОБЪЁМЫ Вам потребуются: пустые ёмкости, ёмкость со шкалой для измерения объёма. Каждый хороший повар знает, как важно соблюсти правильные пропорции при смешивании скольких ингредиентов. А для этого необходимо точно измерить вес и объём всех продуктов. Вот, например, щепотка — прекрасная мера объёма. Но есть и другие. Вы узнаете много нового, ознакомившись с это игрой. Вам понадобятся пустые ёмкости (бутылки, банки, кружки, кувшинчик, молочник и т. д.). Если на банке или бутылке указан объём, заклейте его кусочком бумаги и скотчем, пусть дети попробуют его угадать в литрах, граммах или чашках). Дайте им ёмкость со шкалой для измерения объёма, чтобы они могли проверить свои догадки, наливая воду во все ёмкости. Детям постарше наверняка понравится другой вариант этой игры. Пусть они попробуют сами установить соотношение между граммом, литром, четвертью литра, стаканом. Для этого понадобятся те же ёмкости. ЛЕД И СОЛЬ Вам потребуются: несколько кубиков льда, мисочки, сыпучие продукты. А вы знаете, что ваша кухня может превратиться в химическую лабораторию мирового уровня? Ведь тяга к научным экспериментам — в крови у каждого человека. Для нашего эксперимента вам понадобится лед (в кубиках) и пять небольших мисочек. Пусть ваш ребенок положит по одному кубику льда в каждую мисочку и посыплет первый кубик рисом, второй — тёртым сыром, третий — солью, четвёртый — перцем, пятый — укропом. Главное посыпать один из кубиков солью, а остальное не имеет значения. Пусть ваш ребенок внимательно наблюдает, как влияют сыр, рис, перец, укроп и соль на лёд. Какой из кубиков тает быстрее? Солёный кубик, конечно, растает первым. Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории. Теперь можно узнать, как влияют на скорость таяния льда кукурузные хлопья, пшено и хлебные крошки. Может быть, ваш ребенок выяснит, чем можно посыпать дорожки зимой, чтобы и лёд на них таял, и птицы кормились. ПО ЗАКОНУ АРХИМЕДА Вам потребуются: большая миска или кастрюля, ёмкость для измерения объёма, разные предметы, которым не повредитвода. Предложите ребёнку измерить объёмы разных предметов с помощью воды. Это занятие, наверняка, увлечёт вашего малыша, и сегодня вы сможете подать ужин вовремя. Итак, отвлекитесь на минутку от своих дел и дайте ребенку кастрюлю или большую миску. Пусть он поставит её в раковину и до краёв наполнит водой, подсчитав, сколько чашек воды в неё поместилось. Результат лучше записать. Потом ребёнок опускает в кастрюлю какой-нибудь предмет (он должен быть настолько тяжёлым, чтобы хоть немного воды перелилось через край). Скажите ребёнку, что руку погружать нельзя. Теперь нужно измерить объём оставшейся в кастрюле воды. Потом ребёнок вычерпает её чашкой. Пусть ребёнок сравнит объём воды в кастрюле до погружения в неё предмета, и после. Разница, между этими объёмами и составит объём измеряемого предмета. КУХОННАЯ ОЛИМПИАДА Вам потребуются: разные емкости, емкость для измерения объемов. Поздравляем! Ближайшие Олимпийские игры будут проводиться у вас на кухне! Вы станете хозяевами Олимпиады, правда, не совсем обычной. Это будет соревнование объёмов. Дайте детям всевозможные ёмкости разных форм и размеров. Если ребята достаточно большие, можно доверить им чашки и банки. Малыши смогут поиграть с пустыми упаковками из-под сметаны и йогурта. В ходе соревнований надо выяснить, у какой ёмкости самый большой объём, то есть в какую ёмкость можно налить воды больше, чем в другие. Дети сначала угадывают, а потом проверяют себя, наливая воду в "участников Олимпиады". Здесь надо будет воспользоваться ёмкостью со шкалой для измерения объёмов. Соревнования лучше проводить в раковине. Пусть дети попробуют не только назвать чемпиона, но и расставить ёмкости по убыванию объёма. А потом проверят, правы они или нет. Другой вариант игры. Смогут ли дети на глаз определить, равен ли объём кастрюльки объёму пяти чашек, например? А две кастрюльки равны по объёму десяти чашкам или нет? Предложите детям любые комбинации. Пусть они угадывают и проверяют. Результаты могут быть самые неожиданные. ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ? Вам потребуются: ёмкости с водой, ложечка для размешивания, различные вещества и продукты (соль, сахар, перец, сода, варенье, леденцы, печенье и др.) Предложите ребёнку выяснить, что произойдёт с разными продуктами, если их поместить в воду, что растворится быстрее, а что не растворится совсем. Что не меняет цвет воды, а от чего вода окрашивается? ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ? Вам потребуются: различные овощи, фрукты и другие продукты, весы. Что тяжелее: яблоко или морковка? Конфета или печенье? Пусть ребёнок (или каждый из детей) попробует выяснить это, взвешивая их в руках. А теперь вместе проверьте с помощью весов, верно ли было предположение (или кто из детей оказался прав). Вы и сами можете придумать много разнообразных игр – экспериментов для совместных занятий на кухне. Желаем успехов и хорошего настроения!
15 марта 2020 в 07:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.