Ненашева Ирина Сергеевна

Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста.

Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста.

Автор:

Ненашева Ирина Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

 

В настоящее время,  к сожалению, нечасто можно встретить ребёнка с богатым словарным запасом и правильной построенной речью.

Родители зачастую не придают большого значения речевому  развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и  разговорной речи окружающих.

К моменту поступления в школу выясняется, что у большинства детей этого возраста существует ряд проблем. Наиболее распространенными из них являются:

- Плохая дикция. Низкий уровень культуры речи, который проявляется в неумении регулировать громкость и темп произносимых слов.

- Ситуативная речь, состоящая по большей части из односложных предложений.

 - Бедный словарный запас.

- Незнание грамматики, которое проявляется в неумении строить сложное предложение.

- Неспособность к диалогической речи (очень часто ребенок не может сформулировать вопрос).

- Неумение строить монолог.

- Неспособность обосновать свое утверждение логически.

- Частое использование слов паразитов.

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных приемов, о которых рассказывается ниже.

Поговорки и скороговорки.

 Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.

Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, «проглатывают» слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и «растягивают» слова. Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

 

Интервью.

Данное упражнение направленно на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

Проводить занятие подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4-х лет. Для этого следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок – журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.

Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных.

 

Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.

Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.

Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.

Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравится детям.

Беседа по картинке.

 

Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначена для детей в возрасте от 3-х до 6-и лет.

Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3-х лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.

Для выполнения упражнения необходима яркая сюжетная картина. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо заинтересовать ребенка втянуть его в диалог, используя фразы типа: «Как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?» и т.д. Также следует использовать как можно больше вопросов («где?», «кто?»,

«зачем?», «откуда?», «почему?» и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникло ощущение скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.

Эта игра поможет малышу познакомиться с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова («который», «если - то», «сколько», «зачем», «чтобы» и т.д.).

Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки.

 

Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3-х до 7-и лет и направлено на разностороннее развитие их устной  речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов. Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательств и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.

Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка «Красная девица сидит в темнице, коса – на улице». Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке – женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т.д. в зависимости от загадки.

 

«Чтобы это значило?»

 

Данное занятие подходит для детей от 5-и до 7-и лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.

Также игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.

Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные

фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т.д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как «повесить нос», «проще пареной репы», «бить баклуши» и пр.

«Большой-маленький»

 

Занятие подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5-и лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями, союзами и т.д.).

Для занятия необходима книжка с картинками. В продаже имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.

В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Литература:

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. –

СПб.: Питер, 2009 – 458 с.

2. Лаврентьева А.И. Формирование семантической стороны речи [Текст]. –

М., 2006 – 38 с.

3. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников [Текст] //

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста. – М., 1999 – С. 223

4. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст]. – СПб.: КАРО, 2004 – 132 с.

5. Спирова Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diplomba.ru/work/103088

6. Федоренко Л.П. Фомичева Г.А. Методика развития дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.i-gnom.ru/books/Metodika_razvitiya_rechi.html

7. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/ pedagogy-

psychology-and-sociology-411/corrective-and-social-pedagogy-411/11062-411-

0225

14 марта 2020 в 16:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.